Французская журналистика начала 19 века
Поль-Луи Курье
Киселёва Дарья
ЖР 21
Факультет Филологии и Журналистики
Paul-Louis Courier
Поль-Луи Курье
Родился в Париже в состоятельной буржуазной семье в приходе Сент-Эсташ. С юности увлекался античной литературой и древними языками. В 1792 году поступил в Артиллерийское училище в Шалон-на-Марне. В молодости служил в армии; оставил её в 1810 году и посвятил себя филологическим исследованиям.
История
Курьёз Курье
Работая над уникальной греческой рукописью знаменитого старинного романа «Дафнис и Хлоя» в библиотеке Laurenziana во Флоренции, Курье нечаянно подпортил рукопись вложенной между листами бумагой с чернильным пятном. Этот инцидент вызвал обвинения Курье в умышленном искажении рукописи и целую полемику со стороны Курье и его издателя «Lettre à M. Renouard sur une tâche faite à un manuscrit en Florence»
Впрочем, я открыт к одной успокоительной мысли: Колумб разведал Америку и всего лишь был заточен в застенки, Галилей выведал истинную систему мироздания и удостоился ни много ни мало тюремного срока. Буду ли я, кто разыскал пять или шесть страниц текста, в котором обсуждается, кто поцеловал Хлою, подвергнут еще худшей участи? Что наибольшего я мог получить, чем публичная цензура со стороны суда. Но ведь наказание не всегда соответствует преступлению, и вот это-то и тревожит меня.
Поль-Луи Курье де Мерэ
Пообещав вначале отказаться от копии рукописи со своей транскрипцией, он этого так и не сделал, но зато в феврале 1810 года не без обмана издателя издал в самой Флоренции полный текст "Дафниса и Хлои" (пусть и очень маленьким тиражом - всего 61 экземпляр) в переводе на французский (переработав и дополнив старый перевод Жака Амио стилизованным под него переводом новонайденного пассажа). В сентябре в Риме Курье издал (хотя также очень малым тиражом в пятидесяти экземплярах) и полный греческий текст романа с восстановленным по своей копии текстом (отрывок из этой публикации, восполнявший лакуну прежних изданий, в том же году был опубликован в Гейдельберге в рецензии на брошюру Валериани).
«Дафнис и Хлоя»
Один из пяти канонических греческих романов. Написан Лонгом около II века. Об авторе «Дафниса и Хлои» не сохранилось никаких сведений
Курье правильно поступил с уважением отнесясь к переводу Амье и в известной мере сохранив его; он его подчистил, приблизил к подлиннику и в некоторых местах исправил. Старофранцузский язык так наивен, так безусловно подходит к данному сюжету, что, думается, эта книга не может быть столь же хорошо переведена на какой-нибудь другой.
И. П. Эккерман. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. — М.: Художественная литература, 1986. — С. 416.
И. П. Эккерман. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. — М.: Художественная литература, 1986. — С. 416.
Политика
Политические веяния начала 19 века во Франции
  • И либералы, и монархисты были заинтересованы в свободе прессы, чтобы пропагандировать свои идеи. Под давлением двойной оппозиции правительство уступило, и весной 1819 г. были приняты весьма либеральные законы о печати, подготовленные крупным общественным деятелем и публицистом П.-П. Ройе-Колларом. Отныне отменялась предварительная цензура и необходимость получать разрешение короля на издание газет. Все дела о печати передавались в ведение суда присяжных, что, естественно, затрудняло вынесение обвинительных приговоров против журналистов и периодических изданий. Вместе с тем из опасений, что печать окажется в руках радикалов, было принято решение о большом денежном залоге, который должны были вносить издатели политических газет. Издавать газеты стало по силам только богачам.

  • Французской журналистике недолго довелось просуществовать под сенью относительно либерального законодательства. 13 февраля 1820 г. был убит племянник Людовика XVIII герцог Берийский. Это трагическое событие привело к ужесточению политики короля в области печати: была восстановлена цензура, чтобы основать периодическое издание, снова нужно было получить личное разрешение короля. С апреля 1820 по май 1821 г. 42 журналиста были приговорены к тюремному заключению и огромным штрафам. В защиту прессы выступил Шатобриан, провозгласивший в одной из своих речей в палате пэров: «Не может быть никакой представительной власти без свободы прессы»
  • Но самым яростным критиком режима Бурбонов был писатель, блестящий памфлетист Поль-Луи Курье (1772 — 1825), обличавший произвол властей, развращенность двора и выступавший против цензурных ограничений.
В 1812 г. вернулся во Францию. Убежденный республиканец, Курье не принял ни империи Наполеона, ни реставрации Бурбонов. Он стал одним из самых последовательных и непримиримых критиков Реставрации.
В своих памфлетах «Петиция обеим палатам» (1816), «Письмо господам членам Академии Надписей и Изящной Словесности» (1820), «Бесхитростная речь Поля-Луи, винодела из Ла Шавоньер…» (1821) разоблачал произвол властей, высмеивал разложение нравов в академической и придворной среде в эпоху Реставрации. «Монархия в 1815−1825 гг. не знала более непримиримого противника, чем этот «журналист без газеты» (Ш. Ледре). Курье был привлечен к суду за оскорбление общественной нравственности и особы короля. Суд приговорил его к двум месяцам тюремного заключения и штрафу в двести франков.


Журналист без газеты
Войны Курье
последняя работа курье
Памфлет о памфлетах
Последним произведением Курье стал «Памфлет о памфлетах» (1824), в котором он излагает свою концепцию жанра памфлета. Для Курье это — произведение небольшого объема обличительной направленности, затрагивающее актуальные вопросы современной общественной жизни, отличающееся простым и лаконичным стилем. Образец памфлета для Курье — «Письма к провинциалу» Блеза Паскаля. Курье видит заслугу Паскаля в том, что его «Письма» стали в середине XVII века мощным оружием в борьбе с иезуитами. Он также высоко оценивает современную ему американскую прессу, которая сохраняет большую свободу, что позволяет ей беспрепятственно и регулярно печатать на своих страницах памфлеты и говорить правду читателям.

В истории французской литературы Курье остался продолжателем традиции памфлетистов Великой французской революции и предшественником Стендаля и Бальзака.


Гибель
10 апреля 1825 г. тело Курье было найдено в его лесу в Турени. Убийство совершили слуги Курье из мести и корыстных побуждений. Хотя преступление имело уголовный характер, либеральная интеллигенция восприняла его как политическое убийство.

Убийцы были арестованы, но за недостаточностью улик отпущены на свободу, а когда спустя четыре года такие улики нашлись, выяснилось, что все они (один из них к этому времени умер) были любовниками мадам Курье (на которой Курье женился в 1814 году и которая была почти на двадцать пять лет моложе своего мужа).
Однако поскольку первый суд признал их невиновными, то, в соответствии с тогдашним законом, вторичного разбирательства дела не последовало.


Курье, как бы мы ни расценивали его нравственный облик и его общественную деятельность, останется во французской литературе как совершенно самобытный и единственный в своем роде писатель. Он был одной из тех редких натур, которым дано было достичь совершенства в избранном ими жанре и довести до блеска свои природные данные: написал он немного, но то, что им написано, отличается законченностью и совершенством <…>. Едкие насмешки слетали с его уст, как будто движимые не зависящей от его воли пружиной, но сам он бывал доволен лишь тогда, когда, исподволь навострив эти стрелы, связывал их в пучок. Во многих отношениях он напоминает Беранже, который даже в своей полемике неизменно проявляет взыскательность в отношении композиции и стиля



Ш. О. Сент-Бев. Авторитетный критик, современник Курье.


Курье очень одаренный человек, в нем есть кое-что от Байрона, а также от Бомарше и Дидро. От Байрона — великое умение орудовать аргументами, от Бомарше — адвокатская сноровка, от Дидро — диалектичность, при этом он настолько остроумен, что лучшего и желать нельзя <…> Но вообще Курье человек недостаточно положительный, чтобы заслуживать безусловной похвалы. Он в неладах со всем миром и трудно предположить, что на него не ложится какая-то доля вины и неправоты



Гете. Авторитетный критик, современник Курье.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website